Дети, которые играют в игры.
Все дети любят играть. Игры - это не только приятное провождение времени, они необходимы для полноценного физического, психического и социального развития ребенка. Рассмотрим их основные функции и признаки.
Итак, игра:
- присущий только детям способ познания мира, из-за этого ее называют "работой детей" в связи с множественными функциями для становления малыша;
- деятельность, не преследующая какой-то конкретной цели и этим отличающаяся от любой деятельности взрослых;
- показатель того, насколько удачно ребенок приспосабливается к этому миру, как он познаёт этот мир;
- способ научиться правильно относиться к другим людям в реальной жизни (при этом, чем увереннее и сильнее чувствует себя ребенок в жизни, тем лучше он начинает вести себя во время игры);
- способ релаксации (они особенно хороши для тех детей, которые испытывают определенные затруднения при общении, а также для тех, кто нуждается в какой-нибудь активности, чтобы сосредоточиться);
- тренировка, проверка выполнения врожденных программ поведения:
- как подходить к своим;
- как действовать с половым партнером
- как воспитывать детенышей;
- как убегать от хищника и вести себя с объектами охоты;
- как побеждать и как уступать;
- как драться;
- как рыть, строить, прятать.
Для ребенка игра - серьезное, полное смысла занятие. Это вещь в себе. Существует множество классификаций игр.
Одни из них подразумевают максимальное насыщение сенсорными ощущениями (плескаться в воде, без конца собирать цветы, рвать травинки - и все это только ради насыщения новыми чувствами).
Другие игры предполагают постоянную смену положения тела - моторные ощущения - они дают ребенку возможность почувствовать себя, свои физические возможности. В играх можно нарушать личную дистанцию, вступать в телесный контакт с партнером, бороться - словом, узнать, что такое другой человек, чего от него можно ожидать и как себя вести.
Дети любят заниматься словотворчеством, экспериментировать со словами, с мелодикой речи, ее ритмикой и смыслом. Они часто могут без конца повторять какие-то звуки или придумывать довольно бессмысленные вопросы. Позже появляются игры с правилами. Большинство таких игр - вариации на три главные темы ролевых игр:
- хищник-жертва (один убегает, другой ищет, догоняет, ловит),
- брачные партнеры (разыгрываются ритуалы знакомства, ухаживания, сопровождения, спаривания, борьбы за самку, строительства гнезд),
- родители-дети (один делает вид, что кормит другого, защищает, согревает, чистит, переносит с места на место и т.п.).
Для таких игр обязательна смена ролей. Сначала один изображает хищника, а другой - жертву, потом - наоборот. Малыш может "играть и в папу, и в маму", быть и волком, и зайцем, "и белым, и красным": таким образом процессе игры и проверяются не только те действия, которые производит взрослый одного с ребенком пола, но и те, которые будет выполнять партнер противоположного пола (объект охоты или враг). Экспериментирование с ролями позволяет ребенку понять, к каким последствиям может привести то или иное поведение.
Все игры проходят определенную эволюцию, в них воспроизводятся те генетически заложенные программы, которые уже утратили свою функциональную нагрузку. Присмотримся, во что играют наши дети, во что играли в детстве мы сами, что нам нравилось, к чему нас тянуло. Игры в догонялки, прятки, пап и мам, мнимое кормление кукол, уход за ними, борьбу, коллективную борьбу (игры в войну) - все знакомые темы, даже общие с животными. Поэтому дети любят возиться со щенками, котятами и пр. Конечно, дети играют и в чисто человеческие игры, подражая труду взрослых, играют под присмотром родителями, воспитателей в игры, развивающие память, эрудицию и т.п.
Помните эту чудесную игру "в домик"? Все детки проходят период увлечения строительством примитивных настилов, шалашей, а к дуплам, пещерам и похожим на них искусственным выемкам их тянет очень сильно. И при этом они совсем не стремятся подражать взрослым архитекторам, а всего-навсего реализуют вековую программу: занять наиболее удобное и безопасное место в пространстве.
Игра и другие продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование) начинают складываться к концу раннего детства (на третьем году жизни). Кроме эволюционного подхода, есть и другие. Например, в одном из них игру связывают с изменением положения ребенка в обществе.
На самых ранних ступенях развития общества основным способом добывания пищи являлось собирательство с применением примитивных орудий (палок) для выкапывания съедобных корней. Дети с первых лет жизни включались в деятельность взрослых, практически усваивая способы добывания пищи и употребления примитивных орудий. Игры, отделенной от труда, не существовало. До сих пор этот период проявляется в моменты, когда малыши собирают всякую всячину и складывают к себе в кармашки, или создают "клады", которые с таким удовольствием "разоряют" родители!
При переходе к охоте, скотоводству и мотыжному земледелию возникают такие орудия труда и такие способы производства, которые неподготовленные к тяжелой работе выполнять не могут. Появляется общественная потребность в подготовке будущего охотника, скотовода и т.п.
Взрослые изготовляют для детей уменьшенные орудия (ножи, луки, пращи, удочки, арканы), которые являются точными копиями орудий взрослый. Игра служит макетом, на котором овладевают способами употребления орудий и отрабатывают полезные навыки для будущей профессии. В таком обществе еще нет школы как специального учреждения, поэтому взрослые всячески содействуют играм-упражнениям и играм- соревнованиям детей. Орудия труда, становясь игрушками, теряют свои основные функции, сохраняя лишь внешнее сходство. Так появляется изобразительная игрушка. Вот откуда берут начало все игрушечные лопатки, топорики, формочки "для выпечки" из песка:
Происходит дальнейшее усложнение орудий труда и связанных с ними производственных отношений. Усложнение орудий труда приводит к тому, что дети оказываются не в состоянии овладеть их использованием в играх- упражнениях с уменьшенными моделями. На этой ступени развития общества возникает новый вид игры - ролевая игра (см. выше). В ней дети удовлетворяют свою основную социальную потребность - стремление к совместной жизни со взрослыми. Им уже недостаточно участия в труде взрослых. Дети объединяются и организуют особую игровую жизнь, воспроизводящую в основных чертах социальные отношения и трудовую деятельность взрослых людей: еще живы в памяти гипертрофированные формы ролевых игр "тимуровцы" и пионерские отряды.
Остановимся на изменении содержания игры с развитием малыша.
I. Уже в самом начале раннего детства детки с помощью родителей усваивают некоторые действия с игрушками и потом самостоятельно их воспроизводят. Такие действия обычно называют игрой, но весьма условно. В реальности ребенок кормит куклу или животных, укладывает их спать, но они просто повторяют все так, как им показал взрослый. Он ничего не изображает, а подражая взрослым, подносит чашку ко рту куклы или кладет куклу и похлопывает по ней. Интересно, что в таких "играх" малыш производит определенные действия только с теми игрушками, которые показали мама или папа.
II. Очень скоро ребенок пытается копировать то, что наблюдал в повседневной жизни. Появляется много новых игр: дети моют куклу, обливают ее, изображают прыжок ее с дивана на пол, скатывают куклу с горки, идут с ней гулять. Сейчас деть уже ест из пустой чашки, пишет палочкой на столе, варит кашу, читает.
III. В дополнение к сюжетным игрушкам дети начинают широко использовать всевозможные предметы в качестве заместителей отсутствующих предметов. Так, кубик, брусок, катушка, камень используются ребенком в качестве мыла при мытье куклы; камнем, костяным колечком, цилиндром из строительного материала он может кормить куклу; палочкой, ложкой, карандашом он измеряет кукле температуру; шпилькой, кеглей, палочкой стрижет когти или волосы и т.п. Одновременно с появлением таких заместителей детки начинают изображать взрослых (маму, воспитательницу, няню, врача, парикмахера).
Игра допускает любую импровизацию. Психоаналитики часто рассматривают игру в качестве метода, способствующего обнаружению каких- либо проблемных зон между ребенком и значимым взрослым. Игра может быть хорошим диагностическим средством. В играх фигурируют различные темы: одиночество, агрессия, воспитание, несчастные случаи и аварии. Если в игре повторяются и воспроизводятся одни и те же ситуации, скорее всего сходные моменты имеют место и в реальной жизни ребенка. Ребенок в игре может идентифицировать себя с кем- нибудь из людей, животных или предметов.
Понаблюдайте за процессом игры ребенка. Как он играет, что он выбирает, чего избегает? Каков основной стиль его поведения? Насколько организовано его поведение? Каков основной сюжет игры? То, как ребенок играет, очень многое может рассказать о его реальной жизни. Игра для ребенка - это также одна их форм "самотерапии", благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и неурядицы.
Также в играх можно увидеть уровень развития навыков общения. Насколько контактен ребенок в игре? Насколько ему комфортно в этих коммуникациях? Как обстоит дело с возможностью контактов между предметами, которые участвуют в игре? Общаются ли между собой люди, животные, машины, видят ли они друг друга, разговаривают ли между собой?
Обратите внимание на эмоции ребенка, которые он демонстрирует по ходу игры или выражает в ее содержании. Поза, мимика и жесты ребенка, голос, намеки, ремарки - так же важные показатели. Мир игр ребенка - это целый мир, непознанный мир его переживаний, надежд и стремлений, один из немногих пока доступных ему способов выразить себя.
Старайтесь не прерывать течения игры, ведь зачастую дети не могут высказаться напрямую. Через игру они дают понять, что действительно важно для них. Благодаря раскрытию в игре чувств, переживаний и ситуаций личность ребенка становится более целостной и гармоничной. Интеграции способствует открытое самовыражение (даже если оно реализуется косвенно), а также то, что ребенок переживает игровые ощущения как безопасные и создающие благоприятную атмосферу.
Игры, в которые дети играют, полезны во многих отношениях, хотя сами по себе не могут считаться психотерапией в полном смысле этого слова. Кроме того, важно иметь в виду, что дети могут использовать игру, чтобы избежать выражения собственных мыслей и чувств. То, каким образом ребенок умеет играть, -- прекрасный барометр, отражающий степень его благополучия в реальной жизни.
P.S. Дети - самые тонкие наши учителя. Они знают, как им развиваться, как обучаться, как расширять область знаний и открытий, как чувствовать, смеяться, плакать, сердиться, понимать, что для них правильно, а что нет, в чем они нуждаются. Они знают, как любить, веселиться и наслаждаться жизнью во всей ее полноте, работать и быть сильными и энергичными. Они (как и ребенок внутри каждого из нас) просто нуждаются в пространстве, в котором всё это можно осуществить.
Автор: Rina (источник: eka-mama.ru)