Онлайн помощник

от до

Каталог товаров

Игрушки и возраст ребенка.

    Для того чтобы игрушка наиболее эффективно себя проявила, чтобы ребенок смог использовать весь набор предполагаемых обучающих функций, в первую очередь игрушку надо выбирать соответственно возрасту. Игрушки, рассчитанные на разные возрастные группы, сильно отличаются друг от друга.

    Главное свойство «малышовых» игрушек (для детей первого полугодия жизни) - сенсорная яркость, то есть зрительная, осязательная, слуховая привлекательность, чтобы их можно было потрогать и получить ощущение, посмотреть, послушать. Поскольку зрение новорожденного слабое, и он способен разглядеть лишь небольшие предметы вблизи, врачи не советуют играть с детьми до двух месяцев, склоняясь к ним слишком низко. Да и игрушки не должны превышать размеров его головы. Глаза ребенка будут страдать, если предметы, которые постоянно попадают в поле его зрения, слишком велики.


    Выбирая игрушки, помните о том, что они должны быть ярких теплых цветов, а к 4-6 месяцам ребенка нужно постепенно приучать и к остальным цветам радуги. Это обусловлено тем, что дети начинают различать цвета последовательно. Первый цвет, который они видят, - желтый, затем - оранжевый и красный. Холодные (синий и зеленый) появляются позднее, а фиолетовый - в последнюю очередь.

    Игрушки для самых маленьких должны иметь ровные гладкие края, без выступающих острых углов и мелких, легко отделяемых деталей. Мягкие набивные игрушки для детей до 3 лет можно продавать только в индивидуальной упаковке. Окраска должна быть стойкой к слюне, поту, влажной обработке. В электрических игрушках напряжение не должно превышать 12 В.

    В младенчестве ребенок должен получать игрушки, которые способствуют развитию ориентировочного поведения. В первые два-три месяца малыш уже может следить за игрушками, которыми манипулирует взрослый. Ребенок смотрит на яркую игрушку, слышит ее звучание и получает положительные эмоции от общения со взрослым. Обязательно побуждайте малыша следить за движением игрушки вправо и влево, чтобы он поворачивал головку вслед за ускользающей игрушкой, учился смотреть и видеть. Звучание игрушки придает этому занятию дополнительную привлекательность- ориентировочное прослушивание доставляет ребенку еще большее удовольствие и развивает его восприятие. Типичный пример - модуль «карусель» над колыбелькой малыша. Над кроваткой кружатся под простую и успокаивающую мелодию разноцветные веселые персонажи.

    В период от двух-трех месяцев до года ребенок с помощью взрослого учится манипулировать предметами - это и является ведущей деятельностью данного возраста. Для этого с самого начала мама или другие члены семьи должны обращаться с младенцем так, как будто он тоже может включиться в игру. Взрослый втягивает ребенка в общение с помощью игрушки, малыш реагирует на звук, поворачивает на него головку и находит взглядом игрушку. Уже после трех месяцев у ребенка появляются любимые игрушки.

    Чтобы ребенок активно развивался, во время его бодрствования в кроватке всегда должна находиться игрушка. Малыш в три месяца уже не только смотрит на подвешенные игрушки, но и тянется к ним, иногда схватывает. Эти действия формируют координацию, совершенствуют движения и развлекают малыша.

    В первую очередь у младенца должны быть легкие, разноцветные и звучащие пластмассовые погремушки. Их можно постоянно мыть, они легкие и красочные. Можно предложить малышу бумагу (с мягким краем, чтобы не было пореза). Бумага шуршит, меняет форму под пальчиками, что вызывает у малыша ориентировочное поведение. Специальные книжки-игрушки очень понравятся малышу четырех-пяти месяцев: можно складывать и раскладывать, вместе со взрослым разглядывать рисунки, показывать пальчиком разноцветные картинки. Малыш может и попробовать книжку на вкус - в этом случае переключите его внимание на что-нибудь другое.

    Кроме пластмассовых погремушек малышу надо давать резиновые игрушки-пищалки (всевозможные зверюшки, куклы мальчики и девочки). С ними можно играть в простые игры - "прятки". В ответ на мамин вопрос, где та или иная игрушка, ребенок ищет игрушку глазами, находит, тянется к ней или просто смотрит.

    Для детей второго полугодия жизни и старше становится важной необходимость моторного (двигательного) взаимодействия с игрушкой, возможность самому произвести какое-то действие и получить его результат. В это время ему наиболее интересны так называемые развивающие центры, части которых можно покрутить, потеребить, извлекая при этом разные заманчивые звуки.

    На следующем возрастном этапе маленький ребенок начинает самостоятельно передвигаться и исследовать окружающее (это конец первого и второй годы жизни).

    В возрасте 1,5-3 лет у малыша ведущей становится предметная деятельность и ему нужны новые игрушки. В этот период ребенок овладевает соотносящими действиями: цель их состоит в том, чтобы придать предметам (или их частям) определенное положение в пространстве. Это, например, складывание пирамидок и матрешек, постройка "домов" из кубиков, закрывание коробок крышками, использование сборно-разборных игрушек.

    В отличие от манипуляций младенца соотносящие действия требуют от ребенка учета свойств конкретных предметов. Так, чтобы правильно сложить пирамидку надо учитывать величину, иногда и цвет колец. Как правило, малышу очень нравятся соотносящие действия с предметами, но сначала ему необходима помощь взрослого, ребенок еще не может сам сложить предмет из его частей.

    Покажите малышу, как собирать пирамидку, строить домик из кубиков, вкладывать фигурки в геометрический домик. Вслед за Вами малыш будет с удовольствием громоздить друг на друга кубики и призмы, доставать из коробок и складывать обратно мелкие предметы. Стремительно совершенствуется тонкая моторика, что позволяет ребенку осуществлять действия, требующие более или менее развитой координации движений пальцев - очень полезны в этом плане игры с пластиковыми блоками "Лего" или пластиковой же мозаикой.  Для развития малыша очень важны любые перечисленные игры, игры-вкладыши, пирамидки, кубики и конструкторы с большими деталями.

    Примерно лет с двух все больше интересуют ребенка игрушечные животные и куклы (возрастные границы обозначены здесь приблизительно, и один этап развития не отделен от другого резкими границами - скорее они плавно перетекают друг в друга). Появляются любимые, очень значимые для малыша вещи - скажем, любимая кукла, присутствие которой может даже помочь пережить обиду или временную разлуку с мамой (кстати, не забудьте предложить малышу взять с собой его любимую игрушку при поступлении в детский сад - это может реально облегчить его адаптацию в дошкольном учреждении!).
    Покажите малышу основные игровые сюжеты, научите качать куклу, возить в коляске, кормить и укладывать в кроватку. При помощи таких игр взрослый также учит ребенка покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке. В последующие годы эта игрушка может стать настоящим другом для ребенка. Поэтому мягкая игрушка обязательно должна быть хорошего качества, красивой и прочной.

    И еще имейте в виду, что для малыша этого возраста более органично и полезно катить привязанную на веревке машинку, чем играть с дорогой радиоуправляемой (это игрушка для намного более старших детей, она требует очень сложной зрительно-моторной координации).

    В этом возрасте ребенок осваивает еще и орудийные действия, в которых один предмет используется для воздействия на другие предметы. Первые орудия, которыми пользуется ребенок, достаточно просты: ложки, чашки, совочки, лопатки, карандаши. Освоение их имеет большое значение для психического развития, требует перестройки движений руки ребенка. Малыш только начинает осваивать орудия, поэтому его действия с ними еще несовершенны. Если он зачерпнул совочком песок и пересыпает его в ведерко, то, как правило, большая часть песка просыпается мимо и в ведерке оказывается его малая часть. Результат действий малыша не очень важен - главное, что ребенок усваивает сам принцип употребления орудий.

    Малыш раннего возраста любит собирать и хранить природные материалы: шишки, семена, палочки, камешки и др. Кроме эстетической ценности, их можно наделить самым разным значением. Использование природных материалов для замещения предметов развивает воображение ребенка и готовит развитие знаковой функции сознания.

    Детишкам в этом возрасте полезно поперебирать и материалы с различной фактурой - например, гладкие и шершавые, мохнатые (сейчас выпускаются и специальные пособия для этого, например книжки с разными на ощупь страницами). В этом же возрасте, с полутора-двух лет, особый интерес начинает приобретать возня с так называемыми неструктурированными материалами - песком или снегом, водой, крупой (или фасолью, пуговицами и т.п.), пластилином. К сожалению, в последнее время детям меньше предлагают подобные занятия (отчасти, мне кажется, из-за культа чистоты), однако стоит подчеркнуть их важность для малыша и большое развивающее значение. Именно в этом возрасте, как правило, ребенок впервые берет в руки карандаши, мелки или краски, осознавая вдруг, что он своими действиями может оставлять след.

    Особое распространение получили ныне развивающие игры и игрушки - к ним относятся паззлы, конструкторы, различные шнуровки. Сконструированы эти игрушки так, чтобы специально развивать различные психические функции ребенка - моторику (то есть произвольные движения), восприятие, внимание, память. Эти игрушки привлекательны и обычно очень любимы детьми. Не забывайте только, что в случае сложностей (например, при сборке паззла) малышу надо предлагать помощь, выполнять задание совместно. Иначе, столкнувшись несколько раз с чрезмерно сложными заданиями, ребенок может потерять интерес к такого рода играм. Кроме того, развивающие игрушки-пособия не должны полностью замещать собою игрушки для сюжетных игр (те самые куклы и машинки) - ребенку нужно и то, и другое!

    С 3 до 4 лет ребенок активно осваивает несложные ролевые игры, а значит, ему обязательно понадобятся различные куклы и звери. Причем это в равной степени относится и к мальчикам, и к девочкам. Прекрасно подойдут в этом возрасте для малыша игры-вкладыши различной сложности (ребенок должен в дощечку с вырезанными в ней контурами вложить соответствующие фигурки). Просто необходимы мячи, кольца, которые надо набрасывать на штырек и несложные конструкторы. Не покупайте ребенку прочно скрепляющиеся конструкторы (типа "Лего"), пока он не освоил строительство из обычных пластмассовых, а лучше деревянных кубиков. Строительство из кубиков требует более точного планирования и хороших моторных навыков, иначе конструкция просто развалится. Привыкнув к жестким скреплениям деталей, ребенок не разовьет навыки удержания равновесия и весового соотношения частей.

    В возрасте 4 - 5 лет самое время для разнообразных конструкторов, мозаик. Они дают прекрасные возможности для развития фантазии ребенка, его творческого потенциала. Продолжает развиваться интерес к играм со всевозможными зверюшками и человечками. Желательно, чтобы этих фигурок было много, и у ребенка была возможность сыграть в зоопарк, школу, город и т.д. Поэтому ребенку понадобятся наборы для сюжетных игр (скотный двор, ремонтная мастерская, причём что-то можно купить, а что-то сделать своими руками из подручных материалов). Постарайтесь выбирать универсальные игрушки (сложно играть с лошадкой, застывшей в беге - такие игрушки имеют свой собственный сценарий и ограничивают возможности игры).

    После 6 лет игрушки и игры становятся очень реалистичными. Ребенка интересует сходство модели и оригинала, функциональность игрушки. Очень нравятся детям сложные мелкие конструкторы, особенно с использованием батареек и электричества. Девочки стремятся точно моделировать взаимоотношения взрослых с помощью кукол и аксессуаров к ним.